Поделиться:
24.04.2019 | 796 просмотров

Как работает АКПП

akpp.jpg

Автоматическая коробка передач работает по несколько иному принципу чем механическая, процесс изменения передаточных чисел происходит с учетом скорости и режима движения практически без участия водителя. АКПП – определенный вид гидромеханической планетарной трансмиссии, по сравнению с «механикой» она имеет более сложное устройство, отличается и обслуживанием.

Планетарная система в коробках передач стала использоваться еще в самом начале XX века, то есть, на заре автомобилестроения. Подобный механизм впервые начали устанавливать на автомобиль Ford T. Правда первая планетарная КПП была механической, но и она в значительной степени упрощала управление машиной. Двухступенчатая планетарная механическая коробка передач на Ford T управлялась двумя педалями, одна из которых обеспечивала переключение передачи от низшей к высшей, вторая, включала задний ход.

На следующем этапе пути создания АКПП стало изобретение «полуавтомата». Полуавтоматическая коробка передач была разработана в тридцатых годах, тогда появились КПП, в которых передачи переключались посредством сервоприводов, однако уже тогда существовали варианты механизмов с применением гидравлики. В основе всех существующих тогда трансмиссий уже была планетарная система.

Практически в то же время, в тридцатые годы, появился отдельный тип КПП с двумя передачами, которые водитель включал вручную и еще двумя повышающими (overdrive), включающемуся автоматически. Механические передачи, не были «первой» и второй» в привычном понимании, они имели названия Low-диапазон и High-диапазон.

При движении по нормальным дорогам использовался высокий диапазон, водитель включал передачу и отправлялся в путь, когда автомобиль набирал определенную скорость. Необходимо было отпустить педаль газа, overdrive включался автоматически, то есть в таком режиме работы это был полноценный двухступенчатый «автомат».

Низкий диапазон нужно было включать чтоб преодолеть крутые подъемы или при езде по плохой дороге. Интересно что в трансмиссии такой конструкции нельзя было переключить все четыре передачи подряд потому как если на низком диапазоне включался overdrive он оставался включённым при переключении на повышенный High. Однако его можно было запустить без овердрайва. Производилось это при нажатии педали в пол, то есть в так называемый кик-даун.

Самая первая полноценная АКПП была изобретена в 1940 году, устанавливались она на автомобили компании General Motors. Новая планетарная «коробка» приобрела название Hydra-Matic, в её конструкции присутствовала гидромуфта и сервопривод. Передовая на тот момент КПП такого типа устанавливалась и на престижные европейские автомобили, такие, например, как Rolls-Royce, Bently.

Коробка-автомат — это не самый дешевый узел автомобиля, она имеет достаточно сложную конструкцию и к сожалению, иногда выходит из строя. В ряде случаев проще и надежнее заменить весь узел, чем отдельный его элемент, однако для владельцам дорогих автомобилей таких, например, как Jeep Cherokee KL Коробка автомат "АКПП" будет стоить значительных денег, но подобную замену можно удешевить если обратиться к рынку б.у запчастей.

Устройство коробки-автомат

Современная АКПП имеет несколько составляющих, это -гидротрансформатор, планетарный ряд и система управления. Гидротрансформатор находится между коробкой передач и двигателем, он отвечает за передачу крутящего момента между этими двумя узлами.

В конструкцию гидротрансформатора входят:

  • центробежный насос;

  • обгонная муфта;

  • центростремительная турбина;

  • блокировочная муфта;

  • реакторное колесо.

Колесо турбины находится в связи с механической частью КПП, оно принимает и передает далее на реакторное колесо крутящий момент, на каждом из колес есть специальные каналы, по которым проходит специальное трансмиссионная жидкость ATF.

Когда маховик вращается, насосное колесо подхватывая трансмиссионную жидкость передает её посредством центробежной силы на лопасти колеса турбины. Далее жидкость по каналам попадает на реакторное колесо и от него передается снова к насосному колесу, при этом его сила его вращения увеличивается. Когда скорости вращения колеса насоса и турбины становятся равными, реакторное колесо создает тормозящее воздействие. Для того чтобы этого не происходило в конструкции предусмотрена обгонная муфта или как её называют муфта свободного хода, она дает возможность реакторному колесу вращаться с той же скоростью что и остальные элементы, задействованные процессе. Момент, когда обгонная муфта вступает в действие, именуется точкой сцепления, тогда вал АКПП вращается с той же скоростью, что и коленчатый вал.

Планетарный ряд включает в себя следующие элементы:

  • солнечная шестерня;

  • водило;

  • коронная шестерня;

  • сателлиты.

Все шестерни, которые имеет планетарный ряд находятся на одной оси, это обеспечивает компактность всей системы и плавное без рывков переключение передач.

Весь механизм – это несколько планетарных редукторов, разные комбинации их соединений обеспечивают наличие большого количества передач в «коробке», в современном «автомате» их может быть до девяти.

Присутствующие в механизме сателлиты связаны водилом они вращаются вокруг солнечной шестерни, а она в свою очередь вокруг своей оси. Вместе с тем сателлиты вступают во взаимодействие с шестерней коронной. В зависимости от того, какая передача включена происходит блокирование отдельных элементов узла и соответственно изменение передаточных чисел.

Так при блокировке коронной шестерни передаточное число увеличивается. Для того, чтобы его уменьшить необходима блокировка солнечной шестерни. Если и солнечная и коронная шестерня вращаются с одинаковой скоростью происходит прямая передача. Блокировка производится посредством фрикционных муфт с задействованием гидроблоков управляемых гидроблоком.

Гидравлический блок АКПП обеспечивает работу фрикционов, в его конструкции присутствуют:

  • электромагнитные клапаны;

  • золотники распределители;

  • каналы;

клапаны отвечают за регулировку давления рабочей жидкости обеспечивая переключение передач. Сигнал на электромагнитные клапаны поступает из электронного блока управления АКПП.

Золотники-распределители соединены с селектором КПП и обеспечивают работу элементов узла в выбранном режиме движения. Одним из элементов системы является лопастной насос, который создает циркуляцию рабочей жидкости в коробке переключения передач, работает он за счет вращения гидротрансформатора.

Коробка-автомат в рабочем режиме выделяет значительное количество тепла, чтобы обеспечить нормальное её функционирование и приемлемую температуру находящейся внутри системы трансмиссионной жидкости используется еще один элемент – теплообменник. Большинство автолюбителей называет его просто радиатор, есть он на всех без исключения автомобилях с коробкой автомат, в том числе на популярном Nissan X-trail радиатор АКПП тоже присутствует, он сопряжен с системой охлаждения двигателя.

Почти все АКПП существующие сегодня имеют сходную схему включения режимов движения, классический четырехступенчатый «автомат» имеет на селекторе такие обозначения:

  • P

  • R

  • N

  • D

В некоторых вариантах присутствуют и другие режимы, например, S – спорт. Есть еще и Tiptronic – некоторое совмещение «автомата» и механики, в такой системе предусмотрена возможность переключения передач в ручном режиме.

Поделиться:

Возврат к списку

Контактная информация

Москва
8 (495) 545-46-92

Реутов, ул. Транспортная д. 8

Время работы:
Понедельник - Пятница с 10:00 до 19:00
Суббота - с 10:00 до 19:00
Воскресенье - выходной

Схема проезда
санкт-петербург
8 (812) 748-29-20

ул. Камчатская д. 19

Время работы:
Понедельник - Пятница с 10:00 до 19:00
Суббота с 10:00 до 19:00
Воскресенье выходной

Схема проезда
все города
8 (800) 555-42-91

Мы принимаем:

Мы принимаем Visa Мы принимаем MasterCard Мы принимаем МИР Мы принимаем ЯндексДеньги

ООО «Алл-Селл»
Интернет: AutoOEM.ru
ИНН: 7805619050 ОГРН: 1137847139231
Юр. адрес: 192241, Санкт-Петербург, Софийская ул., д.66, лит В.